Что означает

облагороженный камень

Серебряный браслет и кольцо
     Только незначительная часть добываемых драгоценных камней имеет высокое качество и сразу пригодна для огранки и использования в ювелирных изделиях. В остальных в большей или меньшей мере присутствуют дефекты, ухудшающие их потребительские качества.

     В зависимости от типа камня, большую или меньшую роль в ухудшении его ценности могут играть те или иные специфические дефекты, но в целом его портят обычно наличие различного рода трещин, включений, замутнений, ухудшающих прозрачность, бледность окраски.

     За долгую историю добычи и применения драгоценных камней выработано много различных способов устранения или камуфлирования имеющихся в них дефектов.
В целом применение этих способов для улучшения внешнего вида ювелирных камней принято называть облагораживанием, а такие камни, соответственно, облагороженными.

     Самый древний и, пожалуй, до сих пор самый массовый из способов облагораживания ювелирных камней - термообработка.

     Термообработка.

     То, что внешний вид драгоценного камня может измениться в результате его нагрева было замечено еще древними.
Некоторые камни после нагрева становятся ярче, прозрачнее, в них менее заметными становятся включения, трещины.

     Например, большинство добываемых рубинов подвергается термообработке сразу после добычи.
По сути печи для прокаливания стали неотъемлемой частью процесса переработки рубинов. Зачастую это довольно изощренные устройства, работающие под управлением компьютерной программы. Параметры обжига подбираются методом проб и ошибок, могут сильно отличаться от месторождения к месторождению и, как правило, являются ноу-хау в этом высоко-конкурентном бизнесе.

     Поразительно как в целом серая, малопривлекательная масса камней после отжига приобретает красный цвет, камни становятся ярче, прозрачнее.
Цена некоторых из них в результате термообработки может возрасти в десятки раз.
Прогревание может не только усилить окраску камня, но и изменить ее.

     Характерный пример - получение цитринов из аметистов.

     В качестве сырья используются слабоокрашенные, невзрачные, и, соответственно, малопригодные для чего-либо аметисты. После прокаливания фиолетовый цвет сменяется на яркий насыщенный желтый, превращая плохонький аметист в великолепный и значительно более ценный цитрин.

     Если прогреть кристалл аметиста только с одной стороны, то камень становится двухцветным - фиолетовый аметист плавно переходит в желтый цитрин. Такие камни редки в природе, называются аметринами и очень ценятся на рынке.

     С помощью нагрева невзрачные бледно-зеленые бериллы превращаются красивые и ценные небесно-голубые аквамарины.

     Термообработка практически всегда применяется к янтарю. Этот легкоплавкий камень особенно сильно выигрывает от нагревания - становится прозрачнее, приобретает благородную медово-коричневую окраску.


     Термообработка с применением флюса.

     Очень часто перед термообработкой корунды перемешивают с флюсом, снижающим его температуру плавления, традиционно бурой, но бывают и другие варианты.
При нагревании в печи происходит подплавление минерала с поверхности и в трещинах, что приводит, в результате, к их залечиванию - заполнению оплавленным минералом и стекловидной массой от расплавленного флюса.

     Если чистая термообработка без применения флюса не изменяет химический состав минерала, то в случае его использования такого утверждать уже нельзя.


     Усиление цвета методом диффузии.

     Относительно недавно для усиления цвета ювелирных камней начали применять метод диффузии в него цветоопределяющих элементов, таких как титан, железо, хром, ванадий и пр.
Вещество, содержащее нужный элемент, наносится на уже ограненные изделия и отправляется в печь.
В большинстве случаев процесс диффузии затрагивает неглубокий приповерхностный слой и легко диагносцируется.
Однако в некоторых случаях, как например, при обработке рубинов с использованием бериллия, ионы окрашивающего металла проникают глубоко.
При не большом размере изделий диффузия может пройти по всему его объему. В таких случаях дигностика усложняется и требует более дорогого оборудования.


     Прочие методы облагораживания.

     Существует масса других способов улучшения вида ювелирных камней, но большинство из них сильно изменяет первоначальный состав камня и после их применения, камень уже будет легально нельзя, по крайней мере в большинстве стран, называть натуральным.

     К примеру, для низкокачественного рубинового сырья повсеместно используется метод заполнения трещин свинцовым стеклом. Вид таких «рубинов» меняется катастрофически.
Из почти бросового сырья получаются огромные по ювелирным меркам камни, натуральные аналоги которых стоили бы сотни тысяч и миллионы долларов.
С одной стороны, это дает возможность людям с небольшим достатком стать владельцем очень хорошего и долговечного полунатурального камня, но с другой стороны, открывает широкое поле для мошенничества.

     Из других способов облагораживания можно отметить различные способы пропитки изделий красителями, маслами, кислотой, облучение ультрафиолетом или даже радиоактивное облучение.


     Облагораживание это ни плохо ни хорошо.

     Ювелирные камни, ставшие таковыми за счет облагораживания, являются важной составляющей частью рынка ювелирных изделий.
Да, их нельзя назвать полностью натуральными, но они позволяют людям, не имеющим возможности покупать настоящие камни, приобретать себе украшения, которые выглядят почти так же (если сильно не придираться), а пуристам, считающим, что камни должны быть непременно натуральными - иметь себе второй комплект украшений для повседневной носки, который не жалко потерять, если что.
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
СЕРВИС
ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ
2007 - 2017  "www.jewstudio.ru"  ·  Все права защищены
Логотип Ювелирной студии Акаевой Дианы
Мы создаем красоту для Вас!
Ювелирная студия
Акаевой Дианы